Qaz
|
Множественное число
|
|
Автор: Татьяна Валяева
Озвучила: Айдана Қойшығұл
|
Множественное число
|
дар / дер
|
л м н ң / ж з
|
тар / тер
|
глухие / б в г д
|
лар / лер
|
гласные / р у й
|
| |
Упрощённый вариант:
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Множественное число
|
дар / дер
|
лимон+ң / ж з
|
тар / тер
|
глухие / (б в г д)
|
лар / лер
|
остальные
|
|
|
В упрощённом варианте звонкие согласные 'б, в, г, д' взяты в скобки, показывая тем самым, что эти буквы редко встречаются в конце слов.
Согласные 'л, м, н, ң' легко запомнить, если держать в уме слово 'ЛиМоН + Ң'.
1) Окончания первой строки (дар/дер) следуют после сонорных 'л, м, н, ң' и звонких 'ж, з':
қағаздар бумаги, қыздар девочки
адамдар люди, аңдар звери
емтихандар экзамены, сандар числа
шамдар лампы, армандар мечты
елдер страны, кілемдер ковры
сөздер слова, үстелдер столы
дүкендер магазины, бөлiмдер отделения
гүлдер цветы, тілдер языки
обезьяна маймыл
светофор бағдаршам
банан
площадь алаң
звезда жұлдыз
экипаж
|
+ дар
|
слон піл
одежда киім
река өзен
песня өлең
море теңіз
корона тәж
|
+ дер
|
2) После глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д' следуют окончания, начинающиеся на глухую согласную (тар/тер):
жолдастар товарищи, сұрақтар вопросы
хаттар письма, кітаптар книги
ағаштар деревья, құстар птицы
бастықтар начальники, ойыншықтар игрушки
мектептер школы, есептер счета
суреттер картины, шелектер вёдра
үтіктер утюги, әріптестер коллеги
студенттер студенты, жидектер ягоды
лист жапырақ
птица құс
линейка сызғыш
коробка қорап
клуб
|
+ тар
|
картина сурет
дверь есік
резинка өшіргіш
счёт есеп
велосипед
|
+ тер
|
3) Окончания третий строки (лар/лер) следуют после гласных и сонорных 'р, у, й':
таулар горы, балалар дети
айлар месяца, айналар зеркала
жануарлар животные, қалалар города
маталар ткани, сапарлар путешествия
үйлер дома, әкелер отцы
пәтерлер квартиры, көшелер улицы
нәрселер вещи, шеберлер мастера
дәрiгерлер врачи, терезелер окна
гнездо ұя
ученик оқушы
краска бояу
зонт қолшатыр
воробей торғай
|
+ лар
|
правило ереже
ёж кірпі
муж күйеу
мастер шебер
украшение әшекей
|
+ лер
|
Ещё примеры:
біздің қалаларымыз наши города, сендердің балаларың ваши дети,
сіздердің достарыңыз Ваши друзья, олардың ұлдары их сыновья
Примеры с множественным числом и притяжательными окончаниями:
Менiң
Біздiң
| балаларым
балаларымыз
| бөлмелерім
бөлмелеріміз
| қыздарым
қыздарымыз
| суреттерім
суреттеріміз
|
Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң
| балаларың
балаларыңыз
| бөлмелерің
бөлмелеріңіз
| қыздарың
қыздарыңыз
| суреттерің
суреттеріңіз
|
Оның, Олардың
| балалары
| бөлмелері
| қыздары
| суреттері
|
|
Примеров присоединения падежных окончаний после притяжательных окончаний приведено уже много. А вот без притяжательных окончаний к существительным множественного числа добавлять падежные окончания особенно приятно! Потому что легко:)))
Ведь существительные во множественном числе всегда оканчиваются на сонорную 'р'.
Шығыс септiк | Жатыс септік | Барыс септік | Ілік септік | Табыс септік
|
|
емтихандардан
| емтихандарда
| емтихандарға
| емтихандардың
| емтихандарды
|
қалалардан
| қалаларда
| қалаларға
| қалалардың
| қалаларды
|
мектептерден
| мектептерде
| мектептерге
| мектептердің
| мектептерді
|
бөлмелерден
| бөлмелерде
| бөлмелерге
| бөлмелердің
| бөлмелерді
|
|
И примеры, когда присутствуют все виды окончаний множественное число, притяжательные и падежные:
достарымызда у наших друзей, жұмыстарында на их работах
бастықтарыңыздан от ваших начальников, қыздарыңа к твоим дочерям
туыстарыма к моим родственникам, достарыңды шақыр своих друзей пригласи
Другие примеры:
Пәтердің терезелері таза ма? Окна квартиры чистые?
Сыныптың қабырғалары ақ па? Стены класса белые?
Алматының көшелерi қандай? Улицы Алматы какие?
Сөреде кітаптар, оқулықтар, қағаздар жатыр. На полке книги, учебники, бумаги лежат.
Үстелде қарындаштар, қаламдар және дәптерлер жатыр. На столе карандаши, ручки и тетради лежат.
Окончания множественного числа не добавляются:
1. Если существительному предшествует числительное.
екі кітап две книги, он төрт күн четырнадцать дней
2. Если используются слова: көп много, аз мало, біраз, біршама немного, бірталай большое количество, бірнеше несколько и т.д.
аз қалам мало ручек, көп адам много человек
3. Если предметы неисчисляемые.
май масло, нан хлеб, бақыт счастье
4. Если в данный момент речь идёт о:
а) племени, роде, национальности;
орыс русские, қазақ казахи
б) виде зверей, насекомых, растений;
түлкі лисицы, көбелек бабочки, шөп травы
в) частях тела.
құлақ уши, саусақ пальцы
Но в другом контексте к этим же словам (пункта 4) могут добавляться окончания множественного числа.
қазақтар казахи, шөптер травы, саусақтар пальцы
По данной теме:
© Татьяна Валяева, 20072024
Цвета текста на сайте
Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»
kaz-tili@yandex.kz
Гостевая книга
|