Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Модальность
Предложения
   Проверь себя!
   Упражнения
   Грамматика детям
   Учим всей семьёй
Словарь
Разговорник
Пословицы
Книга для чтения
С казахским не шутят?
Сказки
Песни
Скачать
Ссылки
Автор сайта
Отзывы
Произношение букв
Фонетический разбор
Словообразование
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
Общая таблица
1. Пространственные падежи
      1.1 Исходный падеж
      1.2 Местный падеж
      1.3 Дательно-направительный падеж
2. Родительный и винительный падежи
      2.1 Родительный падеж
      2.2 Винительный падеж
      2.3 Притяжат. окончания 2-ая форма
3. Множественное число, отрицание, вопрос
      3.1 Множественное число
      3.2 Отрицательные суффиксы
      3.3 Вопросительные частицы
4. Творительный падеж
Названия падежей
Схема аффиксов

1.2 Местный падеж

Автор: Татьяна Валяева
Звук Прослушать: Айдана Қойшығұл

Местный падеж
Жатыс септік
(кімде?, неде?, қайда?, қашан?)
 да / де  гласных / сонорных / ж з
 та / те  глухих / б в г д
 нда / нде  3
Упрощённый вариант:


1) Окончания первой строки (да/де) следуют после всех гласных, всех сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң' и после звонких 'ж, з':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'сы/сі' и 'ы/i):

далада – на улице (во дворе),   тапсырмада – в задании,   гимназияда – в гимназии   Прослушать
аялдамада – на остановке,   жұмада – в пятницу,   қарашада – в ноябре   Прослушать
Алмада – у Алмы,   Астанада – в Астане,   Алматыда – в Алматы   Прослушать
көршіде – у соседа,   көрмеде – на выставке,   дүйсенбіде – в понедельник   Прослушать
шаңғыда – на лыжах,   даяшыда – у официанта,   кірпіде – у ежа   Прослушать

После сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң':

театрда – в театре,   қантарда – в январе,   Арманда – у Армана   Прослушать
әуежайда – в аэропорту,   Қапшағайда – на Капчагае,   Қаратауда – в Каратау   Прослушать
балаларда – у детей,   ағаштарда – на деревьях,   кітаптарда – в книгах   Прослушать
атамда – у моего дедушки,   бастығымда – у моего начальника,   сұрағыңда – в твоём вопросе   Прослушать
көлде – в озере,   өзенде – в реке,   Әсемде – у Асемы   Прослушать
көктемде – весной,   түнде – ночью,   сәуірде – в апреле   Прослушать
үйлерде – в домах,   дүкендерде – в магазинах,   көршілерде – у твоих соседей   Прослушать
әжемде – у моей бабушки,   інімде – у моего братика,   әкеңде – у твоего отца   Прослушать

После звонких 'ж, з':

гаражда – в гараже,   жазда – летом,   тамызда – в августе   Прослушать
саябағымызда – в нашем парке,   хаттарыңызда – в ваших письмах   Прослушать
сәбізде – в моркови,   сөзде – в слове,   күзде – осенью   Прослушать
бөлмемiзде – в нашей комнате,   шелектеріңізде – в ваших вёдрах   Прослушать



2) Окончания второй строки таблицы (та/те) после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':

жиналыста – на собрании,   саябақта – в парке,   Мақсатта – у Максата   Прослушать
клубта – в клубе,   автобуста – в автобусе,   картопта – в картошке   Прослушать
кереуетте – на кровати,   велосипедте – на велосипеде,   сүтте – в молоке   Прослушать
қыркүйекте – в сентябре,   Серікте – у Серика,   Шымкентте – в Шымкенте   Прослушать



3) Окончания третьей строчки (нда/нде) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'сы/сi' и 'ы/i':

аялдамасында – на его/её остановке,   жиналысында – на его/её собрании   Прослушать
бастығында – у его/её начальника,   басында – на его/её голове   Прослушать
емханасында – в его/её поликлинике,   құжаттарында – в его/её/их документах   Прослушать
сөздерiнде – в его/её/их словах,   көлінде – на его/её озере   Прослушать
әріптесiнде – у его/её коллеги,   бетінде – на его/её лице   Прослушать
ертегінде – в его/её сказке,   тәрелкелерiнде – в его/её/их тарелках   Прослушать



Различные примеры:

Мысық баспалдақта отыр. – Кошка сидит на лестнице.   Прослушать
Үңгірде қымбат қазына бар. – В пещере ценный клад есть.   Прослушать
Еденде әдемi кілем жатыр. – На полу красивый ковёр лежит.   Прослушать
Менің отбасымда төрт адам бар. – В моей семье четыре человека есть.   Прослушать
Тәрелкеде бес алма жатыр. – На тарелке пять яблок лежат.   Прослушать
Дәптерде неше парақ бар? – В тетради сколько листов?   Прослушать
Болатта екі бала бар. – У Болата два ребёнка есть.   Прослушать
Алма жағажайда жатыр. – Алма лежит на пляже.   Прослушать
Көктемде күн жылы. – Весной дни тёплые.   Прослушать
Қыста күн қысқа, ал түн ұзақ. – Зимой дни короткие, а ночи длинные.   Прослушать
Ол тіс дәрігерінде отыр. – Он у зубного врача сидит.   Прослушать
Сөздікте қанша сөз бар? – В словаре сколько слов?   Прослушать
Болат жиырмада, ал Әсел жиырма бесте. – Болату двадцать лет, а Асель - двадцать пять.   Прослушать
Әр аптада жеті күн бар. – В каждой неделе семь дней есть.   Прослушать



По данной теме:
  Грамматика детям. Весёлый мячик, части 1-3
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Пространственные падежи



©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/
 <<  Исходный падеж Вернуться к началу Дательно-направительный падеж  >>